СОЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

Стив Пэкстон/ галереяLAttico” / Рим, Италия / 7 июля 1973 г.


Сольного танца не существует: танцор танцует с полом. Добавьте второго танцора, и получится квартет: каждый танцор танцует с другим танцором, и каждый – с полом.

 

Недавно в США возник вид танца, который рассматривает каждого танцора как поверхность, на которой можно играть,  – как с полом. Этот танец получил название «контактная импровизация» и напоминает борьбу, свинг, секс, акробатику и жонглирование. И, тем не менее, ни один из этих терминов не описывает в полной мере другой, и ни один полностью не раскрывает этот вид танца. Материальную составляющую этого танца лучше всего описать через спектры потенциалов: двое людей, свободно импровизируя движения и используя в качестве поверхности пол и друг друга, опираются на силу тяжести как постоянную величину; инерцию к движению –  как переменную; абсолютную твердость (пол) и податливость (кожа – мышцы – кости – вес полностью) – как качества поверхности; и переменные «брать-отдавать», значение которые зависит не от закрепленных за танцорами ролей, а от понимания, что в любой момент каждый из партнеров может перейти от «давать» к «брать».

 

Это подводит нас к нематериальной составляющей этого танца: состояние бытия или ума, которое дает возможность взаимной свободы и взаимную поддержки. Ум свободен от предубеждений и воспоминаний; он находится только в нынешнем моменте, концентрируясь на потенциалах и самых простых путях в энергетической конструкции, которые доступны обоим танцорам. Это состояние полной раскованности; уверенность в себе и друг в друге должна быть абсолютной. Нужно всегда быть готовым помочь друг другу и самому себе: через постоянное движение мы стремимся к взаимной легкости в постоянном взаимном изменении. Вес танцора только его, чтобы его отдавать, но не овладевать

 

 

И последний фактор, который мы рассмотрим здесь – это время. Дробление времени на минуты и секунды, пожалуй, мешает увидеть время как поток. Но в этом танце, где отрезки времени определяются скоростями независимых и полунезависимых масс, вовлеченных в движение двух тел и на поверхности двух тел, время движется со скоростью движения танцоров: учитывая состояние постоянного падения, железы реагируют как в тех падениях, когда время словно замирает, и танцоры переходят от наших «пешеходных» концепций к такому ощущению времени, которое делает возможным некий контроль в бесконечной цепи случайностей, которые танцоры вызвали. Это и есть импровизация, в которой они контактируют. 

Перевод: Дарья Воронина
Редакция: Марина Баранова