ТЕХНИКИ КОНТЕМПОРАРИ

Если вы новичок в нашем сообществе, то вам, возможно, интересно, почему я говорю о техниках контемпорари во множественном числе,  вместо того, чтобы просто называть технику – всего одну, ведь речь же об одном виде танца.

Это объясняется уникальной особенностью контемпорари – в нем нет общепринятых образцов движения.

Что???

Да, да.

Люди стремятся классифицировать наши тенденции в движениях – иногда в административных целях, иногда – чтобы почувствовать, что наконец-то знают, понимают или узнают контемпорари.

Но правда в том, что форма движения – далеко не всегда то, что определяет этот танец.

Вот наша трактовка: «Контемпорари – это искусство, которое использует в качестве рабочего материала движение человека. Не имеет фиксированных или установленных паттернов движения, а, скорее, находится в постоянном поиске новых форм и динамики. Поэтому танцоры используют разнообразные техники современного и классического танца для обучения. Производит перформансы и спектакли на традиционных и нетрадиционных сценах (таких как театры или общественные и частные места), часто вступает в диалог с другими эстетическими языками, такими как аудиовизуальные, световые технологии, визуальное или изобразительное искусство, архитектура, музыка, цирк и другие».

Так что, раз уж нет какого-то особого набора определенных движений, которые нужно выучить,  занятие по контемпорари называется скорее учебным классом или классом по технике контемпорари. (Вы удивитесь, как сильно одно занятие может отличаться от другого).

Цель такого класса – подготовить ум и тело танцора к широкому спектру возможностей в движении: различным формам, качествам и динамике. Вот почему танцоров контемпорари можно встретить на самых разных танцевальных занятиях и соматических практиках, от балета до боевых искусств.

Тем не менее, в нашем сообществе мы развили и следуем определенным тенденциям в обучении, которые используем чаще других. Это потому, что, хоть мы и не привязываемся к формам движения, мы склонны ценить определенные качества движения, состояния ума и тела. Назову два популярных качества:

расслабленность и свобода

Звучит неплохо, не так ли?

Поговорим о первом.

Большинство техник контемпорари отличает от других видов танца то особое значение, которое эти техники придают адекватному распределению усилий – другими словами, «расслабленному движению».

Есть множество подходов, которые сосредоточены именно на этом – например, хорошо известна техника релиз (от англ. “release” – “расслабление, отпускание” – прим. пер.). Как видно из названия, эта техника учит отпускать излишнее напряжение при движении. Поверьте, когда осваиваешь это, движение становится удовольствием – что так отличается от тренировок в спортзале!

Техника релиз связана с исследованиями оздоровительного движения, которые основаны на или используют медицинские знания. Она и другие подобные практики (пилатес, метод Фельденкрайза, техника Александера, краниосакральная терапия, идеокинезис или эвтония («eutony» – соматический метод Герды Александер – прим. пер.) обычно называют практиками соматической парадигмы.

В общих чертах, эти техники контемпорари стремятся усилить осознанность, из которой выполняется движение. Вместо простого повторения упражнений, они предлагают постоянное переобучение тела и сознания. Это должно позволить танцору освоить полезную практику, что способствует хорошему самочувствию в целом. Для танцора-профессионала это значит, что работа становится куда приятней!

К этой же группе можно отнести технику психосоматического центрирования – бодимайнд сентеринг («body mind centering», BMC) Бонни Бейнбридж Коэн. От методик, которые мы уже назвали, она отличается близостью к древней, индийской доктрине йоги.

Как и Бонни Бейнбридж Коэн, многие танцоры контемпорари любят разные йоговские практики, которым сейчас обучают в западном мире. Йога стала одной из основных техник контемпорари – мы ценим ее внимание к дыханию, отстроенности тела, мысленной сосредоточенности или расслабленности.

И это подводит нас к одному из наших определений СВОБОДЫ. Когда мы обучаемся правильно дышать, использовать напряжение тогда, когда необходимо, направлять  ум во время танца –  это должно освободить нас от изнурительной, нудной или болезненной работы. Если вы – профессиональный танцор, вы хорошо понимаете, о чем я…

Еще одно понимание СВОБОДЫ можно найти в контактной импровизации. Этот вид танца считается техникой: цели этой практики достигаются через повторение, и она также задействует физические навыки. Но в то же время, КИ – это и композиция, и метод выступления тоже.

Контактная импровизация должна освободить танцора от беспокойства о том, как выглядит его движение со стороны. Она придает значение не внешней стороне движения, а тому, чтобы чувствовать партнера в процессе телесного диалога с ним/ с ней. В результате получается захватывающая игра, в процессе которой возникают неожиданные, интересные танцевальные фигуры.

Возможно, вы слышали, что все эти практики называют «антитехниками». Строго говоря, их действительно можно считать техниками танца – они действительно учат новым движенческим навыкам, новым «координациям». «Антитехниками» их называют потому, что они противостоят «классическим» или «популярным» методам танцевального обучения (которые обычно сосредоточены на силе или больших затратах энергии, чтобы получить лучший результат на сцене).

Есть еще одна техника очень расслабленного танцевания. Так называемая flying low (флаин-лоу, «низкий полет» в пер. с англ.), разработанная Девидом Замбрано. Множество танцоров контемпорари её обожают. Почему? Все говорят: она кайфовая! Она  «потоковая» и освобождающая… и в то же время, выражает большую силу.

Раз уж я упомянула силу и экспрессию, воспользуюсь этим, чтобы напомнить: хоть танцорам контемпорари и важны личные, внутренние ощущения во время танца, мы также заботимся и о внешнем выражении и влиянии на зрителя.

Именно поэтому, и еще в хореографических целях, мы практикуем признанные танцевальные техники, которые развивают силу, эстетику тела или акробатические навыки. Вот почему классический танец тоже можно считать одной из техник контемпорари.

Да, да – танцоры контемпорари занимаются классикой, и порой много. Впрочем, это – не правило. Я много раз слышала «Ненавижу классику» или «Мне это не надо». Отношение к классике у нас разное. Её сторонники обычно говорят, что она дополняет  все потребности универсального танцора. Классика дарует очень многое: вытягивания, растяжка для ног, вращение, точность и многих других полезных качеств.

Техники танца модерн используют в тех же целях. В этом смысле, если историки мне позволят, я бы сказала, что эти техники – в какой-то степени продолжение классического танца. Разница – в их исследовании движений корпуса и их отношений к полу.

Их «спортивные» цели, кажется, почти совпадают… Но здесь я бы напомнила, что, как известно, одну и ту же форму движения можно выполнить с разным качеством усилия. И здесь у нас появляется хорошая тема для дискуссии. Пока что я буду исходить из того, что есть распространенный способ практиковать эти техники модерна (в основном в любительских  школах), который очень напоминает «классический» стиль. Впрочем, это не единственный способ выполнять эти движения.

Возможно, вам знакомы названия этих техник: техника Марты Грэм, техника Хосе Лимона, техника Мерса Каннингема, техника Лестера Хортона и так далее.

Думаю, суть вот в чем: так как танцоры контемпорари претендуют на то, чтобы быть универсальными («готовыми выполнить всё, что требуется в художественном проекте»), они примут в качестве техники контемпорари любую практику, где найдут новый или дополняющий способ движения (возможно, находя свободу движения?)

Некоторые окрасят свой танец легкостью рук и управлением энергией, которые они взяли из китайского боевого искусства тайцзицюань. Другие выберут гармоничные взаимоотношения из японского айкидо. Кто-то будет искать акробатику бразильской капоэйры…

В этом смысле, ассортимент техник контемпорари правда безграничен. Давайте пока договоримся, что это – краткое изложение, которое позже можно расширить или обсудить.

перевод - Дария Воронина 

источник - www.contemporary-dance.org (сообщество танцоров контемпорари в Колумбии, создано Марией дель Пилар Наранджо Рико - танцором, педагогом, исследователем). Кстати, на их сайте есть чем полакомиться)